Что такое «Корпоративный» или «Фирменный» стиль? Зачем он нужен?

Что такое «Корпоративный» или «Фирменный» стиль? Зачем он нужен?


История

Понятие фирменного стиля появилось в начале XX века в США, когда количество компаний, работающих в одной области критически возросло, и стала актуальной проблема их узнаваемости. Тогда, на выручку пришло искусство дизайна.

Корпоративный стиль (или фирменный стиль, англ. corporate identity) — набор графических форм и принципов построения, объединённых одной идеей, основная задача которых — выделить компанию среди себе подобных, и создать узнаваемый образ в глазах потребителей.

«Корпоративный» или «фирменный» стиль часто понимается как набор словесных и визуальных констант, обеспечивающих единство восприятия товаров, услуг, информации исходящих от фирмы или торговой марки к потребителю.

Состав

Корпоративный стиль разрабатывается на основе логотипа и знака. В начале проводится общий анализ компаний аналогичных той, которая заказала логотип или фирменный знак. Затем вычленяются особенности данной компании от конкурентных. После чего формируется идея «смыслового образа», который впоследствии станет основополагающим в фирменном стиле данной компании.

В этот образ вкладываются не только графические элементы но и психология продаж (например агрессивный маркетинг) и географическое местоположение компании, социологические образы общественной среды. Затем разрабатывается логотип.

В начале разработки, определяются основные элементы: стилеобразующая идея, цветовая гамма, шрифты. Разрабатываются стандарты и рекомендации по нанесению корпоративной символики на носители стиля. Носителем стиля может быть все, что угодно: внутренняя документация, наружная реклама, веб-сайт, здание офиса.

Например

Визитная карточка «Creative Idea Group» выполнена в соответствии со всеми остальными элементами фирменного стиля.

Обратите внимание, что как и на нашем web-сайте, на визитке используется та же цветовая гамма, тоже начертание, те же элементы и шрифты. Бланк, конверт, рекламные буклеты и другие элементы фирменного стиля нашей компании также выполнены в строгом соответствии с основной концептуальной идеей и правилами использования элементов корпоративной символики.

После окончания работы по разработке стиля, составляется руководство по его применению. Руководство называют по-разному: брендбук, гайдлайн, стандарты оформления. Хотя, название брендбук, в данном случае использовать некорректно.

Сам брендбук — это, более широкая инструкция по работе с торговой маркой или брендом, включающая не только правила использования элементов корпоративной символики, но и маркетинговые, эмоциональные, ценообразующие условия, внешние и внутренние корпоративные связи и так далее.

Стилеобразующая идея

Раскрывается идея, по которой построен корпоративный стиль.

Идея заключается в формировании запоминающегося эмоционального образа, который становится «образным сорняком» или «информационной маской», на которой будет базироваться рекламная кампания организации.

Стилеобразующая идея строится на основе принципов общества и моды региона, в котором развивается данная компания.

Так, например, символ «Дракон» всегда уместный в Китае, Малазии и Японии, не будет уместен в Индии, на Кубе или в Башкирии, где данный образ вообще не воспримут. Поэтому важно понимать, где именно работает компания.

Далее необходимо проанализировать, с каким видом услуг или с каким производством работает данная компания. Точное определение сферы деятельности компании привлечет потенциальных партнеров и клиентов к этому бизнесу. И наконец, последнее что необходимо учесть — это социальная группа, на которую ориентирован данный бизнес.

Логотип "Ethno Music"Например

Логотип проекта «Ethno Music» состоит из аббревиатуры названия — букв «E» и «M».

Концепт заключается в изображении типичного представителя данной субкультуры —  человека в завязанном на голове платке, с дредами и играющий на одном из самых древних инструментов — бубне. Целостность исполнения и грамотные формы логотипа приковывают первоначальное внимание к образу человека, а только потом к буквам аббревиатуры.

Цветовая гамма выполнена в бежевых и коричневых тонах, что создаёт дополнительное ощущение старины и природной естественности.

Фоновый рисунок (тут обрезан и не полностью просматривается) передаёт ощущение наскальной живописи. Образы используемые в фоновом рисунке — танцующие и веселящиеся люди с летающими вокруг них нотками, что дополнительно передаёт ощущение древности и этнической музыкальности.

История товарного знака и логотипа

Товарные знаки существовали в древнем мире. Еще 3000 лет назад индийские ремесленники имели обыкновение запечатлевать свои подписи на художественных творениях перед их отправкой в Иран. Позднее в употреблении находилось около тысячи различных римских гончарных клейм, включая фабричное клеймо FORTIS, которое стало настолько знаменитым, что его копировали и подделывали. Сфера использования товарных знаков возросла в условиях процветающей торговли средних веков.

Сегодня товарные знаки (часто сокращенно обозначаемые TM на английском языке) используются повсеместно, и большинство людей на планете могут отличить товарные знаки, используемые для двух видов безалкогольных напитков Пепси-кола и Кока-кола. Растущая значимость товарных знаков в коммерческой деятельности обусловлена усиливающейся конкуренцией между фирмами, осуществляющими бизнес в более чем одной стране.

Товарные знаки используются для того, чтобы облегчить потребителям идентификацию самих товаров и услуг, а также их качества и стоимости. Товарный знак можно рассматривать как инструмент связи, используемый производителями для привлечения клиентов. Так же, как и собственное имя индивида идентифицирует и отличает его от других индивидов, товарный знак выполняет основную функцию идентификации источника продукта и отличия этого продукта от продуктов из других источников. Например, товарный знак помогает покупателю сделать выбор между мылом «Ivory» и мылом «Dial».

Например

Разработанное нами название и логотип теплоизолирующей продукции и современных изоляционных материалов. Составлен из двух прямо указывающих слов «termo» и «lock»:

Первое слово «Termo» — (от греч. thérme — тепло, жар), часть сложных слов, указывающая на отношение их к теплоте, температуре (например, термодинамика, термометр, термопара). Эта названия очень точно указывает на принадлежность продукта к температурным качествам. Мы получаем чёткое понятие, что этот продукт имеет отношение к чему-то связанному с изменением температуры.

Второе слово «Lock»(от английского замок, запор, затвор), т.е. запирающий механизм.

В сочетании получается следующая смысловая нагрузка — блокирующий изменения температуры или ещё проще термозамок. Что полностью отображает качество продаваемого продукта.

В добавок к самому названию, цветовая гамма и градусник вписанный в букву «T», как элемент товарного знака, усиливают общее впечатление.

Термин «логотип» появился в начале XIX века в типографике и был синонимом термина «лигатура», то есть обозначал объединение двух или трёх знаков типографского шрифта. Он возник после волны подъёма производства, которая привела к росту объёмов производимой продукции, росту экспорта и конкуренции. К середине XIX века логотипом называли любое текстовое клише, которое не нужно каждый раз набирать заново. Например, заголовок-название газеты.

В XX веке логотипом стали называть стилизованное шрифтовое начертание названия или само название в таком начертании, или условный знак, обозначающий организацию или товар. Далее, мнения разделяются. Некоторые называют логотипом как шрифтовую, так и графическую часть торговой марки, остальные — только шрифтовую.

Самым первым лого был логотип компании Prudential Insurance — скала Гибралтара. Этот логотип появился в 1896 году.

В 1910 году был создан логотип с изображением собаки Nipper, сидящей напротив граммофона и внимательно слушающей. Слоган «Голос Его Хозяина» является здесь частью логотипа.

Далее рассказывается о том, что должен символизировать логотип, и почему он построен так, а не иначе.

Существуют несколько принципов построения логотипа:

  1. Классический или шрифтовой — заложенный еще в середине XIX века британскими книгопечатниками. Это универсальный способ создать уникальный логотип на основе какого-либо шрифта. После детальной ручной прорисовки логотипа — с ним органично начинают работать шрифты той группы, на которой он основан.
  2. Символьный. К примеру, в начале ХХ века в Голландии, когда поднялось производство луковичных растений и каждый фермер ставил на своей продукции рисунок цветка, на котором он специализируется. На данный момент существует 2 вида символьных логотипов — это конкретный и абстрактный типы.
  3. Синтетический — этот способ появился в начале ХХ века, но уже в Германии,
    и связан он с ростом производства военной техники. Именно в Германии начали впервые сочетать буквы и символы в логотипе.
  4. Классический и всемирно-известный логотип, сохранившийся до нашего времени — это логотип компании Ford. Это самый сложный и самый яркий способ формирования логотипа. Он наиболее запоминающийся, так как сочетает в себе как эмоциональное состояние, так и информационную базу.

Построение знака и логотипа

Логотип компании строится в двух визуальных системах:

  • Недвижимая система — система нанесения логотипа графическим способом на недвижимые объекты (бланк, визитка, кружка).
  • Динамическая среда — система когда логотип находится в движении — например на борту транспортного средства или в видеоролике.

В первом случае недвижимый синтетический и шрифтовой логотип, обладающий четко заданной осью или вектором движения — всегда выигрывает без подложки и вспомогательных элементов. Символьный логотип не всегда уместен и требует визуальной и информационной поддержки.

Во втором случае работают символьный и шрифтовой логотипы, так как во время движения мозг человека цепляется за простые и «знакомые» образы. Синтетический логотип требует контекстной визуальной и информационной поддержки.

Три эмоциональных фильтра для логотипов — это:

  1. Агрессивный стиль (спорт-инвентарь и спортивная одежда, авто- и мото-техника, и т.п.) – в этом стиле используются резкие, экспрессивные, динамические формы, сложные направляющие оси и абстрактные образы, тяжелая и контрастная цветовая гамма, здесь уместен экстрим, «брутальность», агрессия, огненные и водные потоки, граффити, трещины, металл и проч.;
  2. Позитивный стиль (детские товары, товары для беременных, продукты питания для всей семьи и т.п.) — в этом стиле преобладают округлые и стремящиеся к кругу формы, простые или отсутствующие направляющие оси, понятные символьные образы животных, людей и так называемый «леденцовый вещизм», когда привычные объекты отрисовываются до состояния леденцовых и окрашиваются соответствующим образом, также в позитивном стиле уместен реализм, гармонические цветовые сочетания, мягкий и теплый цветовой контраст;
  3. Нейтральный стиль (все остальное) – здесь уместны любые сочетания, но ярких эмоций такие логотипы обычно не вызывают. С другой стороны яркие эмоции могут быть вызваны не только агрессией и позитивом.

Эти фильтры называют еще «эмоциональной нагрузкой» на логотип.

Так же существуют 2 системы восприятия — это макро-система и микро-система — в первом случае нужно понимать как логотип будет смотреться, если его напечатать на фасаде здания, во втором случае — это нанесения логотипа на шариковую ручку.

Логотип — оригинальное начертание полного или сокращённого наименования организации или товара. Логотип является словесной частью товарного знака.

Назначение

Логотип — важнейший элемент корпоративного имиджа компании. Он служит, в первую очередь, для идентификации компании на рынке.

Логотипы появились для того, чтобы отличать продукцию различных фирм в рамках одной отрасли.

Зарегистрированная торговая марка защищает компанию от недобросовестной конкуренции и позволяет защитить её права в суде.

В восприятии потребителя наличие логотипа или торгового знака является гарантией качества товара.

Товары, не имеющие логотипа, называют noname.
А что может быть хуже, чем быть безымянным среди конкурентов?!

Запреты встречающиеся в Брендбуке

  • Не изменять размер знака и логотипа по отдельности.
  • Не изменять расстояние между фрагментами фирменного блока.
  • Не использовать обведение по контуру.
  • Не изменять корпоративные цвета.
  • Не размещать фирменный блок на сложной текстуре.
  • Не размывать знак и логотип.
  • Не использовать затенение.
  • Не заливать текстурой.

Внимание! Акция!

«Creative Idea Group» предлагает Вам уникальную возможность изменить внешний вид вашей компании или продукта!

Закажите Брендбук:
«Для хорошего начала!»

Это разработка основных элементов фирменного стиля со очень хорошей скидкой!
Логотип + Визитка + Бейдж + Бланк + Конверт + Папка и Компакт диск

И получите Бонус!  Дизайн корпоративного значка и флажка бесплатно!

  1. Спасибо за хорошую и познавательную статью!